Особенности организации охраны школ

Особенности организации охраны школ

Организация охраны в общеобразовательной школе – комплексная задача, которая в нашей стране, как правило, делегируется частным охранным предприятиям. Система безопасности учебного учреждения имеет свою специфику и требует профессионального подхода, при котором будут учтены особенности объекта, режим его функционирования и другие параметры, прямо или косвенно влияющие на безопасность детей и персонала школы.

Тщательное планирование и организация комплексной системы охраны, внедрение пропускного режима, обеспечение порядка на территории – всё это используется в качестве базовых мер безопасности школы. При разработке защитных мероприятий сотрудники ЧОПа обязательно учитывают, что угроза теракта в образовательном учреждении выше, чем на многих других объектах. Поэтому традиционный пост охраны – минимально необходимая, но недостаточная мера безопасности, особенно для школ, расположенных в регионах с неблагополучной криминогенной обстановкой.

Несмотря на это, частый вопрос, возникающий у обывателя: «Есть ли реальная необходимость в привлечении ЧОПа для охраны школы?» Учитывая немалую стоимость услуг таких компаний, многие учебные заведения (особенно в регионах) решают эту задачу своими силами. Есть стереотипное мнение, будто со всеми вопросами безопасности может справиться обычный вахтёр или сторож. Практика не раз показывала, что эффективная система безопасности может быть реализована только с привлечением подготовленных специалистов с соответствующими навыками. При выборе исполнителя рекомендуем отдавать предпочтение состоявшимся авторитетным ЧОПам, имеющим опыт организации подобных охранных мероприятий, или вневедомственной охране при ОВД.

 

Специфика охраны школы

Внедрение системы безопасности общеобразовательной школы начинается с создания концепции, которая ориентирована на базовую задачу – защиту детей. Это выставляет особые требования как к режиму охраны, так и к предпринимаемым охранниками мерам. Концепция безопасности общеобразовательных учреждений подразумевает решение ряда задач, а именно:

  • контроль порядка и соблюдения внутренних правил, действующих в школе;
  • охрана жизни и здоровья детей, учителей и персонала от любых посягательств изнутри и извне;
  • охрана материальных ценностей и собственности школы, учеников, учителей и персонала.

Разрабатываемая специалистами частной фирмы концепция безопасности в обязательном порядке согласовывается с директором школы и должностными лицами, которые отвечают за безопасность в школе. При наличии в учебном учреждении начальника службы безопасности (что на практике бывает очень редко) ЧОП налаживает тесное взаимодействие с ним. Если же в школе не предусмотрена такая должность, то эти функции берёт на себя начальник охраны объекта, являющийся сотрудником ЧОПа. При этом должны быть выработаны такие механизмы взаимодействия, которые сделают систему безопасности максимально эффективной. Начальник охраны налаживает контакт с замдиректором, социальным педагогом и школьным психологом. Это необходимо, чтобы охрана имела объективную картину, что происходит в школе, какие отношения складываются между учащимися и какие риски актуальны для конкретного учебного заведения в данный момент.

Особенности организации охраны школ

Не секрет, что в общеобразовательных школах сами ученики нередко являются источником опасности друг для друга. Речь идёт не только о нарушениях внутреннего распорядка и внутриобъектного режима, но и об административных правонарушениях и даже уголовных преступлениях. В частности, такое явление как буллинг (травля) нередко приводит к конфликтам с нанесением физических увечий, которые могут быть классифицированы как телесные повреждения средней тяжести. Поэтому в задачи охраны входит не только патрулирование территории и соблюдение пропускного режима, но и контроль безопасности каждого отдельного ученика. При этом охранники не должны вмешиваться в педагогический процесс, а вступать в дело только в том случае, если ученикам грозит реальная опасность.

Ещё одна актуальная проблема, которая обязательно должна учитываться ЧОПом при внедрении системы безопасности, заключается в том, что сами педагоги редко заботятся о безопасности, что приводит к печальным последствиям. Поэтому одна из задач начальника охраны объекта – наладить работу с учителями через завучей и других должностных лиц во избежание эксцессов. В ситуации, когда персонал общеобразовательных школ не готов и не желает участвовать в обеспечении безопасности объекта, эти задачи полностью ложатся на охранное предприятие.

Внедрение эффективной системы защиты школы должно сопровождаться введением соответствующих норм и правил через официальную документацию. В документах подробно прописываются базовые положения, описывающие меры охраны объекта, действующий внутриобъектовый режим и порядок функционирования отдельных элементов системы безопасности. В список обязательной документации входит наблюдательное дело. Также должны быть составлены:

  1. Положение о пропускном и внутриобъектном режиме.
  2. Инструкции для персонала относительно реализации действующего режима безопасности.
  3. Информация для учащихся и работников общеобразовательной школы относительно функций службы охраны.

 

Организация постов охраны и других мер безопасности

Посты охраны являются базовыми элементами системы безопасности любого учебного заведения. При организации постов охраны специалисты выявляют зоны повышенной опасности, где и устанавливаются опорные пункты. Весь объект распределяется на зоны, которые классифицируются по уровню опасности. Сюда входит: периметр и территория школы, периметр здания, внутренние помещения.

В школе могут быть задействованы следующие меры безопасности:

  • стационарный пост охраны на входе;
  • система видеомониторинга;
  • патрулирование здания и территории;
  • система контроля и управления доступом;
  • охранная сигнализация;
  • опечатывание помещений и др.

Рекомендации по охране школы

Что касается количества и состава охраны, то эти параметры зависят от размера объекта и численности учащихся. Ниже представлены рекомендации, на которые ориентируются ЧОПы:

1. В учреждениях, где учится менее 500 человек, задействуется 1 старший смены, 1 оператор видеомониторинга и 2 патрульных. При большем числе учащихся количество задействованных сотрудников должно быть пропорционально увеличено.

2. Охранник должен нести службу в режиме сутки через трое. Каждый чоповец, заступивший на службу, имеет право на 4-часовой отдых в ночное время.

Особенности организации охраны школ

3. В качестве патрульных рекомендуется отдавать предпочтение женщинам-охранникам, так как они отличаются повышенной внимательностью в отношении детей и лучше ориентируются в особенностях детской психологии. На стационарном посту охраны предпочтительней разместить физически подготовленных мужчин, которые смогут оказать сопротивление нарушителям порядка. При этом сотрудники ЧОПа, задействованные для охраны общеобразовательных школ, не должны иметь вредных привычек.

4. Перед тем, как заступать на службу, охранники должны пройти специальную подготовку для корректного обращения и коммуникации с детьми. Высокую отдачу показывает инструктаж, проведенный инспектором полиции по делам несовершеннолетних. В идеале начальник охраны должен активно взаимодействовать с инспектором, чтобы знать обо всех правонарушениях, совершенных подростками в непосредственной близости от учебного заведения.

Охрана общеобразовательной школы – задача, к решению которой следует привлекать исключительно профессионалов. К сожалению, практически на всём постсоветском пространстве к этому вопросу руководство образовательных учреждений относится поверхностно, ограничиваясь в лучшем случае одним постовым охранником, а в худшем – сторожем-вахтёром, неспособным обеспечить адекватный уровень безопасности. Поэтому для организации качественной системы безопасности учебного заведения настоятельно рекомендуется привлекать частные охранные компании, имеющие соответствующий опыт. Квалифицированные специалисты, знакомые с особенностями учебных объектов, выработают результативную систему безопасности и в кратчайшие сроки внедрят её. В зависимости от бюджета, который школа готова потратить на безопасность, ЧОПы предлагают адекватные меры защиты, которые обеспечат безопасность жизни и здоровья учеников, учителей и персонала, а также сведут до минимума вероятность краж, порчи имущества и других правонарушений.

Особенности организации охраны школ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *.